Родительское собрание
для родителей будущих первоклассников на тему «Ваш ребёнок идёт в школу»
Добрый вечер, уважаемые родители!
Скоро закончится детсадовское детство у ваших детей и всем им пред-стоит
идти в школу. В любой семье этот год заполнен, как правило, не только
приятными волнениями и ожиданиями, но и массой непривычных проблем и тревог.
У ребёнка чувство гордости: «Я уже большой! Я вырос и иду в школу!». Но
за внешней радостью могут скрываться и опасения: «Что это такое школа?
Как мне будет там? Подружусь ли с другими ребятами?». Иногда ребёнок не
осознаёт наличия какого – то из этих страхов, но это чувство всё равно
давит на ребёнка. Ребёнок чувствует предстоящие изменения и потрясения.
Переход от статуса «детсадовский малыш» к «ученику начальной школы может
быть очень болезненным, особенно если ребёнок не совсем готов к школе.
Причины него-товности могут быть разные, а следствие одно – ребёнку трудно
адаптировать-ся. Возраст, когда ребёнок впервые идёт в школу, считают
трудным периодом – кризисным в жизни маленького человечка.
Безусловно, вы все полны желания, чтобы ваш ребёнок хорошо учился и, конечно,
был здоровым. Ведь крепкое здоровье – это основа успешного обуче-ния в
школе. Поэтому, первое, что надо сделать при подготовке к школе – объ-ективно
оценить его здоровье. Как же выглядит здоровый ребёнок? Он актив-ный,
весёлый, с хорошим настроением. У него прекрасный аппетит, прекрас-ный
сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться, и минут 15 -
20 работать очень внимательно, не отвлекаясь. Он не жалуется на недомогание,
у него нет хронических заболеваний, постоянных простуд. А много ли таких
здо-ровых детей приходят в школу? К сожалению, только 20 – 25 %. В настоящее
время уже ни для кого не секрет, что всё больше детей до прихода в школу,
уже имеют те или иные заболевания и чаще хронические. Бывает, что это
не прохо-дит бесследно и приводит в дальнейшем к целому комплексу школьных
про-блем.
Значит, до поступления в школу надо тщательно пройти обследование у врачей
специалистов. Обратите внимание на осанку вашего ребёнка. Дети, имеющие
нарушение осанки, страдают, как правило, плохим зрением, заболе-ванием
органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них отмечается по-вышенная
утомляемость, плохое самочувствие. Как видите уже этих примеров достаточно,
чтобы понять важность обследования.
Ведь школа – это очень серьёзный, переломный этап для ребёнка. Это и существенные
изменения образа жизни, и новые нагрузки, напряжённый умст-венный труд,
ограничение движений. Ребёнок, привыкший много играть, много двигаться,
вынужден длительное время проводить за партой. Резко сокращается время
отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Первокласснику нужно
привыкнуть к новому коллективу, к требованиям учителя, к необходи-мости
целенаправленно и усидчиво работать. Конечно, для детей шести с поло-виной
– семи лет - это большой труд. Вполне очевидно, чтобы превозмочь воз-никающие
трудности, требуется определённая зрелость.
Выделяют три аспекта школьной зрелости:
- интеллектуальная;
- эмоциональная;
- социальная.
Под интеллектуальной зрелостью понимают умение выполнять различ-ные мыслительные
операции, любознательность, логическое запоминание, умение высказывать
свои мысли, концентрацию внимания. Нам, учителям, с первых дней занятий
в школе приходиться сталкиваться с тем, что некоторые дети невнимательны
на уроке, не умеют слушать учителя. А ведь вниматель-ность – это психологическое
состояние ученика, причём очень важное для ус-пешной работы. От внимания
в дальнейшем зависит качество учёбы.
Эмоциональная зрелость понимается как изменение своего поведения, желание
получать знания и возможность выполнять не всегда интересные зада-ния.
Поэтому детям нужно объяснять, для чего нужно учиться.
Социальная зрелость – это стремление и умение ребёнка общаться с од-ноклассниками,
подчинять своё поведение определённым правилам, законам, выполнять роль
ученика в школьном процессе.
Понятно, что часть компонентов школьной зрелости возникает естест-венным
путём при нормальном развитии ребёнка. Большинство детей любят различные
занятия. Родителям нужно находить время и вместе с ребёнком ри-совать,
лепить, раскрашивать, вырезать, клеить, отгадывать загадки, ребусы, работать
с конструктором. Детям нужно читать сказки, рассказы, стихи, обсуж-дать
их. Задавать вопросы и выслушивать их ответы, хвалить за успехи и по-правлять
ошибки. Занимаясь с детьми, вы общаетесь с ними, что очень важно для нормального
развития. Так как, вырастая в атмосфере доброты, любви, иг-ры, книг, интереса
ко всему окружающему, ребёнок стремится чему – нибудь учиться, быть похожим
на кого – то. Дети, чьи родители занимаются с ними дома, обычно бывают
развитыми и даже одарёнными.
Многие родители считают, что если ребёнок умеет читать, считать и пи-сать,
значит он к школе готов, и никаких проблем не будет . Однако, это не все-гда
так. Так как все дети разные, а значит, и причины их трудностей в школе,
если они возникают, тоже очень различные. Есть два пути вхождения ребёнка
в школу. Первый – резкий переход от одной деятельности к другой, от игры
к учёбе. Второй – более плавный, основанный на органичном вхождении ребёнка
в роль ученика. Выбирая второй путь, надо прежде всего постепенно приучать
к новой организации жизни, в которой чередуются такие виды деятельности,
как занятия, отдых, питание, сон. Это облегчит переход к первому наиболее
тяжёлому этапу школьной жизни. Необходимо воспитывать у ребёнка привыч-ку
действовать по новому распорядку дня – уроки, продлённый день, домашние
задания, прогулки и т. д.
Это необходимо для того, чтобы сформировать у ребёнка выносливость, выработать
навыки (ответственность, организованность, аккуратность, прояв-ление воли),
которые пригодятся ему в будущем. Конечно, дети, которые посе-щают детский
сад, находятся в выгодном положении. Так как они уже привык-ли к определённому
режиму дня, они уже многое умеют. До поступления в школу ребёнка нужно
учить быть самостоятельным. Самостоятельно одеваться, убирать после занятия
своё место и свои принадлежности, уметь пользоваться приборами за столом,
владеть гигиеническими навыками. Если вовремя не при-вить необходимые
навыки, ребёнок будет выглядеть среди будущих однокласс-ников неловким
и неуклюжим, чем он рискнёт вызвать насмешки детей. А главное – всё это
будет отягощать его, приведёт к излишнему утомлению, а в результате к
ухудшению здоровья. Итак, до школы осталось мало времени. Я призываю вас,
использовать его таким образом, чтобы у вашего ребёнка было как можно
меньше проблем. Не всё зависит от учителя - многое зависит от вас, от
вашего терпения, организованности, желания помочь своему ребёнку. Толь-ко
при этом вы сохраните его здоровье и интерес к учёбе.
Памятка для родителей будущих
первоклассников
Как подготовить ребёнка к
школе?
I Психологическая готовность
к школьному обучению
(ребёнок должен обладать такими качествами, как ответственность, организо-ванность,
самостоятельность, инициативность).
1. Ответственность
Чтобы развить ответственность, родителям нужно разъяснять детям, зачем
лю-ди учатся, почему надо много знать; уметь, воспитывать интерес к учебной
дея-тельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать,
выполнять трудные задания, добиваться результата.
2. Организованность.
Ребёнок должен без подсказки родителей приготовить всё необходимое для
прогулки, игры, труда. В заданном темпе выполнить просьбу, поручение,
уб-рать на место вещи, игрушки, выполнять режим дня.
3. Самостоятельность.
Активное отношение ребёнка ко всему тому, что происходит в семье. Уверенно
и легко входят в учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятель-ности.
4. Инициативность.
Ребёнок не только должен выполнять требование взрослых, но и предъявлять
требования к самому себе.
5. Умение жить в коллективе.
II Общение со взрослыми и
детьми.
1. Учить слушать собеседника, не перебивая его.
2. Говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль.
3. Пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать
гру-бостей.
|