Каким должен быть режим школьника?

В нашей стране много делается для того, чтобы дети росли образованными, всесторонне развитыми, здоровыми и закалёнными. С каждым годом совершенствуются школьные про-граммы и методы обучения, обогащается содержание образования. Однако есть такие проблемы
Воспитания детей школьного возраста, решать которые можно только сообща: педагогам, и ро-дителям.
Неправильно построенный распорядок дня вредно сказывается на здоровье и работоспо-собности учащихся, может привести к развитию хронического переутомления. Слабое физиче-ское развитие, повышенная утомляемость, плохая осанка, вялость и апатия, нервность и плохое поведение – как часто все эти отрицательные качества прямо или косвенно связаны с непра-вильным режимом школьника.
К сожалению, не всегда родители уделяют достаточное внимание распорядку дня уча-щихся. А ведь именно на школьные годы приходится наиболее важный этап роста и совершен-ствования организма, развитие высшей нервной деятельности, формирования основных черт характера. Именно в эту пору закладываются и приобретаются знания и навыки, необходимые в жизни и труде, укрепляется здоровье.
Правильный режим школьника – это целесообразно организованный, соответствующий его возрастным особенностям распорядок всей его суточной деятельности. Соблюдение режима дня вырабатывает у детей привычку к порядку, дисциплинированности, воспитывает у них чув-ство ответственности за проведение тез или иных мероприятий. Учащиеся начинают дорожить своим временем, приобретают навыки систематического труда. Если родители приучили ребён-ка вовремя ложиться спать и вовремя вставать, то тем самым они обеспечили ему бодрость, хо-рошую работоспособность на весь день как в школе, так и дома. Выспавшийся ребёнок хорошо воспринимает объяснения учителей на уроке, весел и жизнерадостен в свободное время, лучше и быстрее готовит домашнее задания.
При соблюдении режима у школьника образуются условные рефлексы на время: уста-новленное время пребывания ребёнка на свежем воздухе создаёт у него привычку гулять имен-но в эти часы, привычка ложится спать и вставать всегда в одно и тоже время способствует бы-строму засыпанию и пробуждению.
Ребёнок, которого кормят когда придётся, обычно сам не просит есть. А у детей, при-ученных принимать пищу примерно в одно время вырабатывается соответствующий рефлекс на время. К определённому времени пищевой центр в мозгу возбуждается, пищеварительные же-лезы выделяют необходимые соки, приходит аппетит: организм готов к приёму пищи и усваи-вает её наилучшим образом.
В задачу построения режима дня входит правильная организация сна, питания, органи-зация смены видов деятельности ребёнка: чередование труда и отдыха. С возрастом меняется соотношение отдельных компонентов режима во времени, появляются новые виды деятельно-сти, меняется характер организации и проведения тех или иных режимных компонентов. В су-точном бюджете времени учащихся выделяются следующие основные компоненты: учебные занятия в школе и дома, сон, внешкольные занятия, занятия по самообслуживанию, личной ги-гиене и приёмы пищи, пребывание на свежем воздухе и занятия физкультурой и спортом. Осо-бое внимание следует уделять предоставлению организму школьника достаточного отдыха. Его организм должен иметь отдых не только во время ночного сна, но и в течение учебного дня, в перерывах между другими видами внешкольной деятельности.
Обязательным должно быть достаточное пребывание на свежем воздухе. Младшие школьники должны ежедневно гулять не менее 3 – 3,5 часов, старшие – не менее 2 часов. По крайней мере половину этого времени следует отводить подвижным играм, физкультуре и спорту.
Одна из проблем организации режима ребёнка в семье – согласование его режима дня с режимом взрослых. Нельзя полностью включать ребёнка в установившийся в семье режим взрослых. Ребёнок должен спать дольше, чем взрослые, и ложиться спать раньше, чем они; у него много таких занятий и обязанностей, которых нет у взрослых. Но нельзя также создавать два независимых друг от друга режима. Ребёнок должен постепенно привыкать к режиму взрослых, соблюдая основные возрастные нормы длительности режимных моментов. Естест-венно, что в каждой семье есть свои особенности и своеобразие в организации режима дня де-тей. Это своеобразие зависит от ряда условий, в том числе от общего уклада семейной жизни, от бытовых условий семьи, а также индивидуальных особенностей детей, от времени учебных занятий в школе.
Приучать школьников к выполнению режима необходимо с первого года обучения. В этом возрасте у детей легче выработать привычку к организованности и порядку. Постепенно, в результате регулярных упражнений, это становится для них внутренней потребностью, чертой характера.
Рабочий день школьника должен начинаться с зарядки. Это исключительно важно для укрепления нервной системы, закаливания и развития детского организма. После ночного сна организм ребёнка не сразу приходит в активное, деятельное состояние, некоторое время сохра-няет вялость, сонливость. Поэтому, чтобы быстрее ввести его в деятельное, рабочее состояние, создать хорошее настроение и бодрость, необходимо активизировать процессы возбуждения в центральной системе. Энергичное выполнение в течение 8 – 10 минут физических упражнений обеспечивает зарядку организма ребёнка энергией на весь рабочий день. Регулярное выполне-ние утренней зарядки помогает детям развивать как отдельные мышечные группы, так и всю мышечную систему, вырабатывает гибкость и лучшую подвижность в суставах, формирует пра-вильную осанку, улучшает работу основных органов и систем растущего организму.
Большое внимание следует обращать родителям на выполнение школьниками домашних заданий. Добросовестное выполнение домашних заданий способствует закреплению и углубле-нию знаний, развитию и углублению знаний и навыков, получаемых детьми на уроках в школе. Правильно организованные домашние занятия вырабатывают и закрепляют у школьников на-выки самостоятельной работы, приучают контролировать её результаты, способствуют разви-тию настойчивости и трудолюбия. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого времени для приготовления домашних заданий, без чего не могут быть достигнуты хорошие успехи в учёбе. У школьников, привыкших заниматься всегда в одни и те же часы, появляется к этому времени предрасположение всего организма к напряжённой умст-венной работе. На выполнение домашних заданий детям младшего школьного возраста реко-мендуется тратить 1 – 1,5 часа, учащимся 5 – 6 классов2 – 2,5 часа, старшим – не более 3 часов.
Известный русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что у ребёнка, который подолгу сидит за приготовлением уроков, ослабевает память и внимание, снижается успеваемость. Не в меру продолжительные занятия неблагоприятно отражаются на общем развитии ребёнка, вредят здо-ровью. Особое внимание нужно обратить на рабочее место ученика. Как только ребёнок пошёл в школу, он должен иметь постоянное место для занятий и место для своих тетрадей и учебни-ков. На успешное выполнение уроков, на состояние работоспособности школьника могут не-благоприятно влиять и другие причины. В душной, излишне тёплой комнате, да ещё при шуме, который создаёт включенный телевизор, усталость наступает раньше.
Родители часто спрашивают: «В каком порядке следует делать уроки? Сначала устные, потом письменные? Начинать с лёгких или трудных?» На это можно ответить, что нет и не может быть единой последовательности приготовления уроков, одинаково рациональной для всех школьников. У детей существует слишком много индивидуальных различий в усвоении нового материала, устойчивости внимания, свободы переключения с одного вида работы на другой, чтобы можно было дать какой – то универсальный совет. В начальных классах учителя обычно рекомендует ребятам начинать приготовление уроков с письменных заданий и затем переходить к устным. Для учащихся 1 -2 классов такая рекомендация в большинстве случаев оправдана. Так как дети 7 – 8 летнего возраста ещё не привыкли к значительным учебным на-грузкам и относительно быстро утомляются. Поэтому школьникам 1 и 2 классов начинать при-готовление уроков, следует с наиболее трудных заданий, а для них такими являются письмен-ные. Необходимо обратить внимание на темп работы. Разумеется, что у каждого ребёнка свой темп работы, одни усваивают изучаемый материал быстро, другим для этого требуется времени гораздо больше. Но если времени затрачено много, а желаемого результата нет, то тут уж при-чина скорее в том, что немалая доля затраченного времени ушла впустую, на ненужные паузы и посторонние дела. Кроме того у школьников, привыкших работать вяло, часто отвлекаясь, темп мыслительной деятельности гораздо медленнее, чем у учеников, привыкших к интенсивной ум-ственной работе, а это увеличивает время занятий. Так что одно из основных условий в учёбе – умение работать интенсивно, с полной отдачей сил. В поддержании хорошей работоспособно-сти учащихся очень многое зависит от правильного чередования труда и отдыха. Совершенно недопустимо поступают те родители, которые вводят правило: «Не выходи из-за стола, пока не сделаешь все уроки!» Проводимые через каждые 30 - 40 минут занятий короткие паузы, по 10 – 15 минут, быстро восстанавливают работоспособность ребёнка.
Большое внимание в режиме дня следует уделять сну. Полноценный ночной сон обеспе-чивает нервным клеткам головного мозга и всему организму достаточный отдых, создаёт чув-ство бодрости и свежести, поддерживает хорошую работоспособность. Установлено, что если взрослые люди должны спать в среднем 8 часов, то дети 7 лет – 12 часов, 8-9 лет – 9-11 часов, 10-12 лет – 10 часов и 13-16 лет – 9 часов в сутки. Но одна продолжительность сна не характе-ризует полностью гигиеническую полноценность его. Сон должен быть глубоким, только тогда он даёт полное восстановление нервной энергии. Во время сна до минимума должны быть све-дены отрицательные влияния таких раздражителей, какими являются яркий свет, громкие раз-говоры, включенные радио, телевизор. Очень полезна прогулка перед сном на свежем воздухе. Шумные игры, просмотры телепередач, чтение и рассказывание волнующих историй перед сном вызывает у детей глубокие эмоциональные переживания, которые мешают спокойному засыпанию.
Не все родители требуют от детей, чтобы они регулярно перед сном выполняли необхо-димые гигиенические процедуры: чистили зубы, мыли руки, лицо, ноги. Помимо гигиениче-ской ценности таких процедур для организма, надо подчеркнуть их общее воспитательное воз-действие на ребёнка.
Важное значение имеет режим выходного дня. Он не должен значительно отличаться от режима в обычные дни. Учащимся желательно проводить в выходные дни больше времени на свежем воздухе. Уроки лучше всего готовить накануне выходного дня.



Hosted by uCoz