Каким должен быть режим
школьника?
В нашей стране много делается
для того, чтобы дети росли образованными, всесторонне развитыми, здоровыми
и закалёнными. С каждым годом совершенствуются школьные про-граммы и методы
обучения, обогащается содержание образования. Однако есть такие проблемы
Воспитания детей школьного возраста, решать которые можно только сообща:
педагогам, и ро-дителям.
Неправильно построенный распорядок дня вредно сказывается на здоровье
и работоспо-собности учащихся, может привести к развитию хронического
переутомления. Слабое физиче-ское развитие, повышенная утомляемость, плохая
осанка, вялость и апатия, нервность и плохое поведение – как часто все
эти отрицательные качества прямо или косвенно связаны с непра-вильным
режимом школьника.
К сожалению, не всегда родители уделяют достаточное внимание распорядку
дня уча-щихся. А ведь именно на школьные годы приходится наиболее важный
этап роста и совершен-ствования организма, развитие высшей нервной деятельности,
формирования основных черт характера. Именно в эту пору закладываются
и приобретаются знания и навыки, необходимые в жизни и труде, укрепляется
здоровье.
Правильный режим школьника – это целесообразно организованный, соответствующий
его возрастным особенностям распорядок всей его суточной деятельности.
Соблюдение режима дня вырабатывает у детей привычку к порядку, дисциплинированности,
воспитывает у них чув-ство ответственности за проведение тез или иных
мероприятий. Учащиеся начинают дорожить своим временем, приобретают навыки
систематического труда. Если родители приучили ребён-ка вовремя ложиться
спать и вовремя вставать, то тем самым они обеспечили ему бодрость, хо-рошую
работоспособность на весь день как в школе, так и дома. Выспавшийся ребёнок
хорошо воспринимает объяснения учителей на уроке, весел и жизнерадостен
в свободное время, лучше и быстрее готовит домашнее задания.
При соблюдении режима у школьника образуются условные рефлексы на время:
уста-новленное время пребывания ребёнка на свежем воздухе создаёт у него
привычку гулять имен-но в эти часы, привычка ложится спать и вставать
всегда в одно и тоже время способствует бы-строму засыпанию и пробуждению.
Ребёнок, которого кормят когда придётся, обычно сам не просит есть. А
у детей, при-ученных принимать пищу примерно в одно время вырабатывается
соответствующий рефлекс на время. К определённому времени пищевой центр
в мозгу возбуждается, пищеварительные же-лезы выделяют необходимые соки,
приходит аппетит: организм готов к приёму пищи и усваи-вает её наилучшим
образом.
В задачу построения режима дня входит правильная организация сна, питания,
органи-зация смены видов деятельности ребёнка: чередование труда и отдыха.
С возрастом меняется соотношение отдельных компонентов режима во времени,
появляются новые виды деятельно-сти, меняется характер организации и проведения
тех или иных режимных компонентов. В су-точном бюджете времени учащихся
выделяются следующие основные компоненты: учебные занятия в школе и дома,
сон, внешкольные занятия, занятия по самообслуживанию, личной ги-гиене
и приёмы пищи, пребывание на свежем воздухе и занятия физкультурой и спортом.
Осо-бое внимание следует уделять предоставлению организму школьника достаточного
отдыха. Его организм должен иметь отдых не только во время ночного сна,
но и в течение учебного дня, в перерывах между другими видами внешкольной
деятельности.
Обязательным должно быть достаточное пребывание на свежем воздухе. Младшие
школьники должны ежедневно гулять не менее 3 – 3,5 часов, старшие – не
менее 2 часов. По крайней мере половину этого времени следует отводить
подвижным играм, физкультуре и спорту.
Одна из проблем организации режима ребёнка в семье – согласование его
режима дня с режимом взрослых. Нельзя полностью включать ребёнка в установившийся
в семье режим взрослых. Ребёнок должен спать дольше, чем взрослые, и ложиться
спать раньше, чем они; у него много таких занятий и обязанностей, которых
нет у взрослых. Но нельзя также создавать два независимых друг от друга
режима. Ребёнок должен постепенно привыкать к режиму взрослых, соблюдая
основные возрастные нормы длительности режимных моментов. Естест-венно,
что в каждой семье есть свои особенности и своеобразие в организации режима
дня де-тей. Это своеобразие зависит от ряда условий, в том числе от общего
уклада семейной жизни, от бытовых условий семьи, а также индивидуальных
особенностей детей, от времени учебных занятий в школе.
Приучать школьников к выполнению режима необходимо с первого года обучения.
В этом возрасте у детей легче выработать привычку к организованности и
порядку. Постепенно, в результате регулярных упражнений, это становится
для них внутренней потребностью, чертой характера.
Рабочий день школьника должен начинаться с зарядки. Это исключительно
важно для укрепления нервной системы, закаливания и развития детского
организма. После ночного сна организм ребёнка не сразу приходит в активное,
деятельное состояние, некоторое время сохра-няет вялость, сонливость.
Поэтому, чтобы быстрее ввести его в деятельное, рабочее состояние, создать
хорошее настроение и бодрость, необходимо активизировать процессы возбуждения
в центральной системе. Энергичное выполнение в течение 8 – 10 минут физических
упражнений обеспечивает зарядку организма ребёнка энергией на весь рабочий
день. Регулярное выполне-ние утренней зарядки помогает детям развивать
как отдельные мышечные группы, так и всю мышечную систему, вырабатывает
гибкость и лучшую подвижность в суставах, формирует пра-вильную осанку,
улучшает работу основных органов и систем растущего организму.
Большое внимание следует обращать родителям на выполнение школьниками
домашних заданий. Добросовестное выполнение домашних заданий способствует
закреплению и углубле-нию знаний, развитию и углублению знаний и навыков,
получаемых детьми на уроках в школе. Правильно организованные домашние
занятия вырабатывают и закрепляют у школьников на-выки самостоятельной
работы, приучают контролировать её результаты, способствуют разви-тию
настойчивости и трудолюбия. Воспитание привычки к систематической работе
начинается с установления твёрдого времени для приготовления домашних
заданий, без чего не могут быть достигнуты хорошие успехи в учёбе. У школьников,
привыкших заниматься всегда в одни и те же часы, появляется к этому времени
предрасположение всего организма к напряжённой умст-венной работе. На
выполнение домашних заданий детям младшего школьного возраста реко-мендуется
тратить 1 – 1,5 часа, учащимся 5 – 6 классов2 – 2,5 часа, старшим – не
более 3 часов.
Известный русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что у ребёнка, который
подолгу сидит за приготовлением уроков, ослабевает память и внимание,
снижается успеваемость. Не в меру продолжительные занятия неблагоприятно
отражаются на общем развитии ребёнка, вредят здо-ровью. Особое внимание
нужно обратить на рабочее место ученика. Как только ребёнок пошёл в школу,
он должен иметь постоянное место для занятий и место для своих тетрадей
и учебни-ков. На успешное выполнение уроков, на состояние работоспособности
школьника могут не-благоприятно влиять и другие причины. В душной, излишне
тёплой комнате, да ещё при шуме, который создаёт включенный телевизор,
усталость наступает раньше.
Родители часто спрашивают: «В каком порядке следует делать уроки? Сначала
устные, потом письменные? Начинать с лёгких или трудных?» На это можно
ответить, что нет и не может быть единой последовательности приготовления
уроков, одинаково рациональной для всех школьников. У детей существует
слишком много индивидуальных различий в усвоении нового материала, устойчивости
внимания, свободы переключения с одного вида работы на другой, чтобы можно
было дать какой – то универсальный совет. В начальных классах учителя
обычно рекомендует ребятам начинать приготовление уроков с письменных
заданий и затем переходить к устным. Для учащихся 1 -2 классов такая рекомендация
в большинстве случаев оправдана. Так как дети 7 – 8 летнего возраста ещё
не привыкли к значительным учебным на-грузкам и относительно быстро утомляются.
Поэтому школьникам 1 и 2 классов начинать при-готовление уроков, следует
с наиболее трудных заданий, а для них такими являются письмен-ные. Необходимо
обратить внимание на темп работы. Разумеется, что у каждого ребёнка свой
темп работы, одни усваивают изучаемый материал быстро, другим для этого
требуется времени гораздо больше. Но если времени затрачено много, а желаемого
результата нет, то тут уж при-чина скорее в том, что немалая доля затраченного
времени ушла впустую, на ненужные паузы и посторонние дела. Кроме того
у школьников, привыкших работать вяло, часто отвлекаясь, темп мыслительной
деятельности гораздо медленнее, чем у учеников, привыкших к интенсивной
ум-ственной работе, а это увеличивает время занятий. Так что одно из основных
условий в учёбе – умение работать интенсивно, с полной отдачей сил. В
поддержании хорошей работоспособно-сти учащихся очень многое зависит от
правильного чередования труда и отдыха. Совершенно недопустимо поступают
те родители, которые вводят правило: «Не выходи из-за стола, пока не сделаешь
все уроки!» Проводимые через каждые 30 - 40 минут занятий короткие паузы,
по 10 – 15 минут, быстро восстанавливают работоспособность ребёнка.
Большое внимание в режиме дня следует уделять сну. Полноценный ночной
сон обеспе-чивает нервным клеткам головного мозга и всему организму достаточный
отдых, создаёт чув-ство бодрости и свежести, поддерживает хорошую работоспособность.
Установлено, что если взрослые люди должны спать в среднем 8 часов, то
дети 7 лет – 12 часов, 8-9 лет – 9-11 часов, 10-12 лет – 10 часов и 13-16
лет – 9 часов в сутки. Но одна продолжительность сна не характе-ризует
полностью гигиеническую полноценность его. Сон должен быть глубоким, только
тогда он даёт полное восстановление нервной энергии. Во время сна до минимума
должны быть све-дены отрицательные влияния таких раздражителей, какими
являются яркий свет, громкие раз-говоры, включенные радио, телевизор.
Очень полезна прогулка перед сном на свежем воздухе. Шумные игры, просмотры
телепередач, чтение и рассказывание волнующих историй перед сном вызывает
у детей глубокие эмоциональные переживания, которые мешают спокойному
засыпанию.
Не все родители требуют от детей, чтобы они регулярно перед сном выполняли
необхо-димые гигиенические процедуры: чистили зубы, мыли руки, лицо, ноги.
Помимо гигиениче-ской ценности таких процедур для организма, надо подчеркнуть
их общее воспитательное воз-действие на ребёнка.
Важное значение имеет режим выходного дня. Он не должен значительно отличаться
от режима в обычные дни. Учащимся желательно проводить в выходные дни
больше времени на свежем воздухе. Уроки лучше всего готовить накануне
выходного дня.
|