Внеклассное мероприятие
Тема: Край родной Башкортостан.
Цели: развивать любознательность,
научно – познавательный интерес учащихся; приви-вать интерес к истории,
литературе и культуре народа; воспитывать в детях любовь к Ро-дине.
Оборудование: карта Республики
Башкортостан; фонограммы «Гимн РБ», «Курай», «Баш-кирская плясовая»; плакаты
с изображением флага, герба РБ, башкирской танцовщицы, юрты, наборы открыток
«Города Башкортостана»; выставка книг, рисунки детей «Мой край».
Ведущий:
- Ребята, как называется республика, в которой мы живём?
(Башкортостан)
- А знаете ли вы, что наш край называют страной дивных красот природы:
высоких гор и красивых рек и озёр, неисчерпаемых богатств – золота, серебра
и драгоценных камней. А сколько земли у нас нетронутой! Но не всегда природа
ней республики была такой. А как же зарождалась эта красота?
Ученик 1:
- Миллионы лет назад наша территория была дном огромного тёплого моря.
Учёные на-зывали его девонским. Около 350 лет назад земная кора стала
подниматься. Со девонского моря постепенно поднялись Уральские горы. Долго
менялся Клима: то он был тёплый и влажный, то сухой и жаркий. А полтора
миллиона лет назад наступило великое похолода-ние. Землю покрыл ледник,
дошедший до Урала. В ледниковый период на Урале жили мамонты, которые
вымерли 15 тысяч лет назад. Выжили и приспособились к новым при-родным
условиям другие звери и птицы, которые в обилии населяли дремучие леса
Урала.
Ведущий:
- Известно, что башкиры живут на Урале с давних времён. Поэтому большинство
геогра-фических объектов названо башкирскими именами. По преданию слово
«Урал» произош-ло от сочетания двух слов: «ур» - возвышенность и «ал»
- от слова «алтын» - золото. Это название наш Урал унаследовал, может
быть, от башкир за богатство его недр разнооб-разными полезными ископаемыми.
Ученик 2:
- Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами.
Он прятал в них все свои богатства. Пояс был очень большой. Однажды великан
растянул его, и пояс лёг через всю землю, от холодного Карского моря на
севере до песчаных бере-гов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский
хребет. «Урал» по-башкирски пояс. Длина его 250 км. Ширина различна. В
одних местах горы сжаты в полосу до 30 – 40 км, в других раскинулись на
150 и больше километров.
Уральский хребет поднимается над двумя равнинами: Восточно – Европейской
и Западно – Сибирской. Он, как барьер, отделяет Европу от Азии.
Ученик 3: (читает стихотворение Салавата Юлаева «Мой Урал»)
Ай, Урал, ты, мой Урал,
Великан седой, Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!
Моя песня о тебе,
О любви моей к тебе.
Вместе с полною луной
Золотом одет Урал,
Вместе с утренней зарёй
Серебром блестит Урал.
По бокам твоим,
Урал, Встали тёмные леса,
А у ног твоих, Урал,
Степь – зелёная краса.
Белоснежные цветы
На лугах твоих цветут,
И цветы, и соловьи
Честь аллаху воздают.
Громко славит птиц напев
Первый ясный солнца луч,
Провожает, присмирев,
Ах, Урал, ты, мой Урал!
Великан седой, Урал!
Все слова я растерял,
Как воспеть тебя, Урал?
Заиграй же, мой курай,
Песню, чтоб вошла в сердца,
И Урал, и весь наш край
Прославляя без конца!
Ученик 4:
- Башкиры жили на Южном Урале ещё в первом тысячелетии. Тогда они занимались
ско-товодством, охотой, рыболовством, а также в некоторых местах начали
выращивать хлеб, добывать руду, плавить металл.
В середине XVI века Башкирия присоединилась к Русскому государству. Вскоре
был построен город Уфа. Датой его основания считается 1574 год. Сейчас
это столица Башкортостана.
Ученик 5: (читает стихотворение Г.Давлетова «Город на горе»)
Уфа моя, и ныне там же ты
Стоишь, красуясь над родным простором.
Как две руки огромные мосты
Ты над рекою белою простёрла.
Кругом сады, заводов не сочтёшь.
В бездонном небе распластались птицы…
И хорошеешь ты, моя столица!
Орёл за скалы умереть готов,
И предок мой любил крутые горы.
Под солнцем очень много городов,
Но ты к нему всех ближе, милый город!
Ведущий:
- Войдя в состав Русского государства, башкиры переняли у русских многие
положитель-ные черты их жизни и быта. По примеру русских они, например,
больше стали заниматься земледелием. Но башкирский народ оказался под
двойным гнётом. Его притесняли как местные богачи, так и представители
царской власти. Поэтому народ ни один раз подни-мал восстания. А в крестьянской
войне 1773 – 1775 годов под предводительством Емелья-на Пугачева принимали
участие многие народы Урала. Ближайшим сподвижником Пуга-чёва был легендарный
герой башкирского народа поэт – импровизатор Салават Юлаев.
Ученик 6:
- Башкирский народ всегда умел на славу не только воевать и трудиться,
но и веселиться. По-настоящему народным праздником является сабантуй.
Слово «сабантуй» переводится как «праздник плуга». Этот праздник тесно
связан с трудом. После удачного посева хле-боробы устраивали себе отдых.
Всё сплетается в празднике: и награда за труд, и надежда на хороший урожай,
и общение с расцветшей природой, и удальство джигитов, и муд-рость аксакалов.
Для празднества выбирается широкий майдан. Здесь происходят главные соревнования:
лазание по шесту, перетягивание каната, борьба, скачки и многое другое.
Целый день продолжаются игры, пляски, песни.
Ведущий:
- Сейчас мы услышим, как звучит чудесный инструмент – курай. Его изготавливают
из полого внутри стебля растения курай. Русское название дягель, или дудник.
(Звучит фонограмма)
Ученик 7: (читает стихотворение Абдулхана Игебаева «Курай»)
Когда я слушаю курай,
То радость льётся через край,
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
Тростинку срежу ч в лесу,
Домой с собою унесу,
И только дуну в свежий срез,
Как зашумит уральский лес,
И зажурчит наверняка
В не мелодичная река.
Держу курай… В родном краю
Я песни звонкие пою.
|
Ведущий:
- Хороши не только традиции и обычаи башкирского народа, но и башкирские
танцы. Ве-ками создавались формы народного танца. Они кровно связаны с
жизнью и бытом баш-кирского народа и являются выражением его характера.
Мужские танцы отражают воин-ственность, охотничьи навыки башкир. В женских
танцах встречаются элементы женского труда.
(Дети исполняют башкирский народный танец)
Ведущий:
- На карте Башкортостана сотни населённых пунктов: города, районные центры,
множест-во посёлков, сёл и деревень, в которых проживают более 4 миллионов
жителей республи-ки. Каждый город имеет свой возраст, свою «профессию».
Некоторые из них появились давно, некоторые выросли за последние десятилетия.
- Что вы можете рассказать о своём городе?
Ученик 8:
-Наш город Стерлитамак – второй по величине город Башкортостана. Его возникновение
связано напрямую с освоением природных богатств. В 30-е годы XVIII века
на месте бу-дущего города появилась небольшая почтовая станция – Ашкадарский
ям. В 1766 – 1767 годах на этом месте была построена солевозная пристань,
названная сначала Ашкадар-ской, а потом Стерлитамакской. Название городу
дала небольшая река Стерля, Сегодня Стерлитамак является крупным индустриальным
и культурным городом. Промышленный потенциал представлен десятками мощных
предприятий. Стерлитамак продолжается строиться, украшать себя новыми
улицами, парками. Гости города не могут не обратить внимания на исключительную
чистоту улиц, ухоженные скверы и парки.
Ведущий:
- В настоящее время каждая республика имеет свои символы, выражающие её
суверени-тет.
- Назовите их.
(флаг, герб, гимн)
- Государственный флаг Республики Башкортостан был принят 25 февраля 1992
года, ав-торы – Масалимов Урал и Асабина Ольга.
|
Флаг представляет собой прямоугольное
трёхцветное полотнище с эмблемой, со-стоящее из горизонтальных равновеликих
по ширине полос зелёного, белого, синего цве-тов. В центре белой полосы
золотистым цветом изображена эмблема – круг, в центре ко-торого находится
стилизованный цветок курая с семью лепестками. Синий цвет означает ясность,
добродетель и чистоту помыслов народов республики; белый - их миролюбие,
открытость, готовность к взаимосотрудничеству; зелёный – свободу, вечность
жизни.
Цветок курая – символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре
белой поло-сы, символизирует единство башкирских племён и народов Башкортостана.
Ученик 9:
- Государственный герб Республики Башкортостан был принят 12 декабря 1993
года, ав-тор Фазлетдин Ислахов.
|
Герб представляет собой изображение
памятника Салавату Юлаеву (символ муже-ства народа) на фоне восходящего
солнца и его лучей (символ стремления народа к свобо-де), вписанное в
круг, обрамлённый национальным орнаментом. Ниже изображено соцве-тие курая
(символ стремления к единству), лента, окрашенная в цвета Государственного
флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю «Башкортостан».
Ученик 10:
- Государственный гимн Республики Башкортостан был принят 12 октября 1993
года. Гимном Республики Башкортостан является торжественная мелодия «Республика»
на му-зыку Фарита Идрисова. Государственный гимн Республики Башкортостан
является сим-волом, выражающим суверенитет Республики Башкортостан, единство
и дружбу народов.
(Звучит Гимн)
Ведущий:
- Красива природа Башкортостана. Густые леса, скалистые горы, буйные реки,
много дос-топримечательностей.
|
Самая большая река – Белая.
Длина её более 1400 км. Ширина различная – от 10 метров до 500. Она очень
извилистая и в разных местах течёт с разной скоростью. Есть у нас и озёра.
Среди них Белое озеро, Кандракуль, Асылыкуль. Наша республика славится
под-земными источниками. Вода этих источников применяется для лечения
многих болезней. Вода имеет огромное значение для жизни человека. Города
растут, промышленность раз-вивается, и расход воды резко возрастает. У
нас построены водохранилища: Нугушское, Юмагузинское.
(Работа с выставкой рисунков детей)
Башкортостан называют жемчужиной Урала, так как в недрах его много ценных
горных пород: гранит, песок, глина, известняк, мрамор, каменный уголь,
поваренная соль, нефть, горючие газы, руды чёрных и цветных металлов,
бальзат, кальцит. В недрах горной части немало и драгоценных камней: малахит,
топаз, рубин, горный хрусталь, агат.
О своеобразной и редкостной красоте Башкортостана написано много произведе-ний,
где его называют краем нефти и химии, леса и золота, кумыса и мёда. Читая
эти кни-ги, можно проплыть по берегам рек, совершить восхождение на высокие
горы, спуститься в темноту заманчивых пещер.
|