Русский язык

Тема: Сочинение – описание по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Задачи урока: учить описывать картину; определять основную мысль текста; развивать мышление и речь учащихся, способность точного употребления слов в устной и письменной речи; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности, любовь к природе.

Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», музы-кальный альбом П.И. Чайковского «Времена года», выставка рисунков детей, плакат с эпиграфом урока: «Люблю я пышное природы увяданье, /В багрец и золото одетые леса…» (А.С. Пушкин)

Ход урока.
I Организационный момент урока.
II Вступительное слово учителя.
1. Беседа по вопросам.
- Ребята, вспомните нашу экскурсию на природу.
- Какие новые краски появились у природы осенью?
- А как красоту осени можно сохранить даже зимой?
(Можно сфотографировать, выполнить рисунок или сделать гербарий)
- Как называется картина с изображением природы?
(Пейзаж)
- Многие наши художники с огромной любовью и теплотой изображали пре-лести русской природы. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в 19 веке. Это выдающийся художник – пейзажист. Он родился в бедной семье, рано остался сиротой. Судьба его была нелёгкой. Но уже в 12 лет Левитан поступил в Московское училище живописи и зодчества. В творчестве природа была главной темой. В своих работах Левитан умело использует цвет, композицию, мастерски передаёт настроение. Его кисть тщательно прорисовывает направле-ние ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог.
III Работа по репродукции картины «Золотая осень».
- Какое общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное?
- Приходилось ли вам наблюдать на экскурсии что – то подобное?
- Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?
– Послушайте стихи и скажите, какое из них можно отнести к данному пейза-жу?
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где – то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто – розовый кленовый.
(В. Авдиенко)
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца,
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
(А. Плещеев)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы светлою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной.
( И. Бунин)

– Каков по –вашему замысел художника?
- О чём эта картина?
- Почему она названа «Золотая осень»?
- Когда лес бывает таким, каким изобразил его Левитан, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
- Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья?
- Назовите, какие деревья зимой остаются зелёными?
- Покажите их на картине.
- Прямо ли течёт река или меняет своё направление?
- Какая вода в реке?
- Почему она в начале реки тёмная, а дальше она становится светло – голубой?
- Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане?
- Что видно на высоком берегу?
- Почему крестьянские домики такие маленькие?
2. Вывод – обобщение о замысле художника и путях его воплощения.
- Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой – то срок устанавливается сухая и тёплая погода, то появляет-ся чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Золотистые и багряные цвета на картине завораживает нас. Мы ощущаем бодрящий и прозрачный воздух.
Художник даёт нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной её силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.
Богатством своих красок осень привлекла внимание к себе великого рус-ского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года».
- Послушайте одну из музыкальных пьес ( «Сентябрь. Охота»)
- Что вы представляете себе, когда слушаете музыку?
- Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана и впечат-лением, полученным от музыки Чайковского?
IV Речевая подготовка.
- Подберите синонимы к словам:
художник (живописец, мастер кисти, пейзажист);
создаёт (пишет);
картина (полотно, репродукция).
- Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?
(жёлтый, красный, золотистый, багряный, оранжевый, голубой, синий, тёмно-синий, бледно-голубой, коричневый).
Река (неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением).
Поле (широкое, раздольное, бархатное, золотое)
Деревушка (дальняя, маленькая)
Трава (Жёлтая, сухая, бурая)
V Орфографическая подготовка.
Здесь, слева, справа, вверху, вблизи, вдали, рядом.
VI Составление плана.
Какое время года изображено на картине?
Какое впечатление производит она на вас?
Что изображено на переднем плане?
Что изображено вдали?
Какие цвета преобладают в пейзаже?
Что особенно понравилось в полотне?
Ваше отношение к картине.
VII Написание сочинения.
VIII Самопроверка.
IX Итог урока.



Hosted by uCoz