Литературное
чтение
Тема: Работа над лирическим стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром
злится…»
Цели: познакомить учащихся
со стихотворением о весне; учить выразительному чтению лири-ческого стихотворения;
формировать умение выражать своё отношение к прочитанному; разви-вать
мышление, воображение, внимание; воспитывать любовь к природе, языку.
Оборудование: портрет Ф.И.
Тютчева, грамзапись с произведениями П.И. Чайковского «Време-на года»,
рисунки с образами Весны и Зимы.
Ход урока
I Организационный момент.
II Проверка домашнего задания.
III Подготовка к изучению нового материала.
- Ребята, опишите погоду сегодняшнего дня: температура, осадки, облачность,
солнце, ветер.
- Какие изменения в природе происходят сейчас?
(Появились сосульки, стало теплее, дни стали длиннее, солнце светит ярче)
- Какое время года наступает?
(Весна)
Звучит грамзапись П.И. Чайковского «Март» и «Апрель».
- Какие картины возникли в вашем воображении?
(1-е произведение: грустная, печальная, мрачная картина;
2-е произведение: радостная, светлая)
- При помощи чего композитору удалось передать настроение природы?
(Через музыкальные звуки)
- А как передаёт настроение, например, художник?
(При помощи кисти и красок)
IV Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке вы понаблюдаете, как передаёт своё настроение известный
русский поэт Ф.И. Тютчев в стихотворении «Зима недаром злится..»
V Сообщение об авторе и выразительное чтение стихотворения учителем.
- О чём это стихотворение?
(О борьбе Зимы и Весны)
- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.
- А как вы, думаете, на чьей стороне автор?
(Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить)
VI Самостоятельное чтение учащимися стихотворения.
- На сколько частей можно разделить стихотворение?
(На пять)
VII Работа над выразительным чтением стихотворения и над содержанием.
а) 1 часть:
- Почему Зима злиться?
- Как понимаете «недаром»?
- Как понимаете две последние строчки?
- Какие слова в этой части являются главными?
2 часть:
- О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора?
(Всё засуетилось, жаворонки в небе…)
- Как понимаете «всё засуетилось»?
- Как надо читать вторую часть?
(Ускоренно)
- Какие слова здесь главные?
3 часть:
- Найдите слова, которые передают настроение Зимы и Весны?
(Хлопочет, ворчит, хохочет, шумит)
- Как шумит Весна? Что значит «пуще»?
4 часть:
- Найдите слова, которые доказывают, что Зима так просто не уйдёт?
(Взбесилась, пустила)
- Как автор называет Зиму? (Ведьма злая)
- А как называет Весну? (Прекрасное дитя)
- Как вы представляете, что Зима взбесилась?
(Погода меняется: то солнце светит, то снег пойдёт и т.д.)
5 часть:
- Как Весна отреагировала на проказы Зимы?
(Она не переживает и не обращает внимания на неё)
- Что значит «наперекор»?
- Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.
- Ребята, каким тоном надо читать всё стихотворение?
(Бодрым, так как Весна всё равно побеждает)
б) Чтение всего стихотворения «цепочкой», а затем отдельными учениками.
- Какими вы представляете Зиму и Весну?
- Давайте нарисуем словами их.
(Зима – злая ведьма, некрасивая, старая, в белом платье. Вокруг неё снег,
метель.
Весна – красивая девушка, румяная, весёлая, в зелёном платье, за ней птицы
летят.)
Вывешиваются рисунки с изображением Зимы и Весны.
- Автор превратил времена года в людей. У поэта они ведут себя, как люди.
- Докажите это их действиями.
Под рисунками появляются записи:
Зима Весна
злится стучится
хлопочет гонит
ворчит хохочет
взбесилась шумит
пустила умылась
румяней стала
- Как же поэту удалось передать торжество, победу?
(При помощи умело подобранных слов и выражений)
- Почему мы представляем Весну в образе молодой девушки, а Зиму в образе
старушки?
Ребята, а как вы думаете, можно так говорить, что зима плохая, а весна
хорошая?
Зима тоже по - своему была хорошая. Вспомните, у А.С. Пушкина: «Мороз
и солнце! День чу-десный! Или: «И вот сама идёт волшебница зима!»
- В народе говорят: «Всему своё время».
В природе так устроено, что одно время года сменяет другое. И каждое по-своему
красиво.
- Ребята, а какое время года любите больше всего вы и почему ?
VIII Итог урока.
IX Домашнее задание.
- Выучить стихотворение наизусть и приготовиться его читать выразительно.
|