О комплекте учебников «Моя математика» 1 – 4 класс
Авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.Л.
Образовательная система «Школа 2100»

Учебники «Моя математика» - это учебники для детей, которые хотят открывать для себя новое, и для взрослых, которые хотят научить своих учеников, вырастить человека думающего и действующего, умеющего самостоятельно добывать нужные ему знания, свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач, т. е. действовать и решать проблемы в любых ситуациях: учебных, профессиональных и житейских.
Концепция курса математики основывается на системе педагогических принципов, которые сформулировал академик РАО А.А. Леонтьев.

1. Принцип обучения деятельности.
Учебники «Моя математика» написаны с учётом проблемно- диалогической технологии введения новых знаний. Их содержание построено в виде системы диалогов, вступая в которые, младшие школьники открывают для себя новые знании, учатся действовать, ставить цели, критически оценивать и при необходимости корректировать свои действия.

2. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
В соответствии с этим принципом учебники 1 и 2 классов традиционно представляют собой набор учебных задач, модулирующих отвлечённые ситуации, только отдалённо связанные с конкретными жизненными ситуациями.
В 3 классе, наряду с задачами такого рода, учащимся предлагаются задачи, обращённые непосредственно к ним и представляющие собой модели жизненных ситуаций, требующих разрешения. Ученики оказываются в предлагаемых жизненных обстоятельствах, где им надо применить математические знания. В учебнике смоделировано шесть таких ситуаций:
1. Необитаемый остров.
2. Один дома.
3. День рождения.
4. Лыжная прогулка.
5. Спортивный лагерь.
6. Последний звонок и летние каникулы.
Учебник для 4 класса представляет собой уже систему небольших личных проектов, осуществляемых на основе интеграционных подходов: с использованием знаний, полученных из разных образовательных областей, т.е. на этапе обобщения четвероклассникам предлагается ряд компетентностных задач.

3. Принципы адаптивности, психологической комфортности и развития.
Работая с учебником, младшие школьники ощущают себя в центре игровой ситуации, участвуют в равноправном диалоге с авторами учебников, с персонажами, которые присутствуют на их страницах, друг с другом и с учителем. С первых уроков ученикам предлагаются задания, которые способствуют развитию креативности мышления, положительно влияя на интеллектуальные способности учеников, положительно влияя на интеллектуальные способности учеников и духовные мотивы деятельности.

4. Принцип целостного содержания образования.

Работая с учебником «Моя математика», младшие школьники будут решать задачи, наполненные не только математическим содержанием. Эти задачи содержат сведения из окружающего мира, истории, детской литературы. Учебник «Моя математика» целенаправленно формирует математическую речь, так как работа требует умения высказывать своё мнение, обосновывать его, выстроить цепочку логических рассуждений.
Предлагаемый курс математики представляет собой сочетание традиционного содержания обучения математике с компонентами, выходящими за пределы стандарта. Эти новые компоненты способствуют интеллектуальному и общекультурному развитию учащихся, повышают их возможности в освоении традиционных математических знаний.
Учебники включают в себя как традиционные содержательные линии курса математики начальных классов: «Числа и операции над ними», «Элементы геометрии», «Величины и их измерение» и др., так и новые: «Элементы стохастики» и «Занимательные нестандартные задачи». Таким образом, арифметический, алгебраический, геометрический материал объединён в учебниках с элементами комбинаторики, теории графов, логики, в них дано представление о простейших понятиях теории вероятностей и математической статистики.
Курс построен по спирали и направлен на формирование системы математических понятий и общих способов действия. Каждая тема на новом витке спирали позволяет осуществить повторение ранее изученного на более высоком уровне устанавливая причинно – следственные связи, находя общее между объектами и явлениями, ранее казавшимися сходными. В основе построения данного курса лежит также идея о том, что обучение математике должно обеспечивать высокую алгоритмическую подготовку учащихся, а также формировать у них представления о моделях и моделировании как способе научного познания.

Авторы выделяют несколько отличительных особенностей учебников:

1. Особенность предлагаемых текстовых задач.
В учебнике осуществлён постепенный переход от решения предметных учебных задач к решению компетентностных задач. Их специфика состоит в том, что они являются интегрированными задачами, которые описывают некоторые жизненные ситуации, случаи. Ни условия, ни форма таких задач не привязана жёстко к предметной ситуации. Перевод жизненной ситуации в предметную составляет основную трудность. Часто для решения таких задач необходимо привлечение личного опыта или дополнительной информации из других образовательных областей.
2. Большой объём предлагаемого в нём геометрического материала.
Хорошо известно, что люди, у которых плохо сформировано пространственное воображение, мышление, испытывают серьёзные трудности в жизни. Например, для некоторых из них оказываются недоступными многие виды профессиональной деятельности: архитектура, ряд инженерных специальностей и т.д.
Целенаправленное изучение элементов геометрии с раннего школьного возраста даёт ученикам возможность получить наглядные представления об объектах на плоскости и в пространстве, формировать пространственное видение, развивать абстрактное мышление.
Многие из заданий с геометрическим содержанием направлены на решение нескольких учебных задач, связанных с логикой, комбинаторикой и статистикой. Они также направлены на развитие общеучебных умений: анализа, синтеза, сравнения и классификации.
Практически на каждом уроке присутствуют задания с геометрическим содержанием, а на некоторых уроках они даже носят преобладающий характер. Большое внимание уделено заданиям, которые развивают умения совершать мысленные движения фигур на плоскости и в пространстве.
В учебнике целенаправленно и последовательно предлагаются задания на разрезание плоских фигур на части и составление новых фигур из полученных частей, а также разбиение на части и составление из частей объёмных фигур.
3. Работа с новыми содержательными линиями «Элементы стохастики» и «Занимательные и нестандартные задачи».
Эти линии являются самостоятельными, абсолютно равноправными по сравнению со всеми другими линиями и построены на основании тех же требований и в плане содержания, и в плане методических приёмов обучения, что и другие содержательные линии.
В математике существует целый ряд задач, направленных на поиски выхода из различного рода необычных ситуаций и затруднительных положений. Решить такие задачи возможно только с использованием креативности мышления, эвристических подходов, учёта всех возможных вариантов.

 



Hosted by uCoz