Активизация познавательной и мыслительной деятельности младших школьников
на уроках через использование игровых технологий

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие пе-дагогической технологии. Технология – это совокупность приёмов, применяе-мых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология – совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специаль-ный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспита-тельных средств; она есть организационно – методический инструментарий пе-дагогического процесса [1].
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести иг-ровые технологии.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит её фе-номен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обуче-ние, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в тру-де.
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащихся к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других). В игре команды или отдельные ученики изна-чально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, умений. Ситуация успеха создаёт благоприятный эмоциональный фон для развития познаватель-ного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре стимулирует познавательную деятельность. В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность.
Игра наряду с трудом – один из основных видов деятельности человека.
По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направлен-ных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых лич-ность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможность выбора и элементами сорев-нования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активи-зацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность использу-ется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельной технологии;
- как элемент другой технологии;
- в качестве урока или его части.
В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педа-гогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования уча-щихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства.
По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитывающие, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентированные [2].
Для младших школьников учение – новое дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним ми-ром знания» и «психикой» ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянное внушаемое уважение к школьной премудрости. Кроме того, установка на вы-полнение учебной работы у детей ещё не сформирована. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, кото-рое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.
Игра является одним из средств формирования психологических образо-ваний, крайне необходимых для учебного процесса, способствует активизации мыслительной деятельности, развитию внимания, памяти, вызывает у детей живой интерес к предмету и помогает им усвоить учебный материал.
Так как ведущий вид деятельности младших школьников – учебная дея-тельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирование свободной учебной деятельности.
По характеру познавательной деятельности игры можно отнести к сле-дующим группам:
1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действие по образцу.
2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
3. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащих-ся.
4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность [1].
Использование потенциала игры в педагогической работе в значительной мере связано с профессионализмом и творчеством самого педагога. Чтобы ус-пешно организовывать игры, он должен обладать своеобразным «чувством иг-ры». В игре важно продумывать не только характер деятельности, но и органи-зационную сторону, характер управления игрой. Надо заранее продумывать способы оценки результатов игры и определения её победителей. Главное – не убить интерес к работе, а стремится развивать его. С этой целью я, например, использую такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточ-ки или разрезные цифры. Всё это служит средством активизации детей в игре. Кроме этого в большинство игр вношу элементы соревнования, что также по-вышает активность и мыслительную деятельность в процессе обучения матема-тике.
Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока. Поэтому стремлюсь на уроке создать такую учебную ситуа-цию, которая позволила бы каждому ребёнку проявить себя. При разработке игры слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, когда дети воспринимают их именно как задания, но при выполнении их всё-таки иг-рают. Игры или игровые моменты дают большой результат в достижении цели урока. Они не только активизируют познавательную и мыслительную деятель-ность, но и прививают интерес к предмету, а главное – ни одного скучающего ученика на уроке!

Список литературы:
1. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
2. Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной шко-ле. Москва: Сфера, 2007.
3. Федотова А.К. Средства повышения работоспособности на уроке //Начальная школа. 2007. №2.



Hosted by uCoz